В системе образования реализуются два проекта Бережливого производства:
· «Эффективный регион» (с 2020 года).
· «Комфортная школа» (с 2023 г.)
ГАУ ДПО РС (Я) «Институт развития профессионального образования» ключевой институт развития по внедрению принципов Бережливого производства в системе образования РС(Я) с 2021 года.
01 сентября 2023 года создан Центр бережливых технологий в структуре ГАУ ДПО РС(Я) «ИРПО».
02 февраля 2024 года создан Ведомственный центр компетенций Министерства образования и науки РС (Я) по реализации проекта «Эффективный регион».
Справочно: Пионером среди образовательных организаций республики по внедрению принципов Бережливого производства стал ГАПОУ РС(Я) «Якутский автодорожный техникум», который активно включился в проект в 2020 году. С 2023 года колледж является Федеральным образцом по Бережливому производству.
Проект «Эффективный регион»
Эффективный регион — это проект Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», реализуемый совместно с субъектом Российской Федерации, по оптимизации и улучшению процессов в любых сферах жизнедеятельности региона с использованием методов и инструментов бережливого производства Производственной системы «Росатом».
В соответствии с заключенным соглашением 1/18081-Д от 11.02.2020 г. между Правительством Республики Саха (Якутия) и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» проект реализуется на предприятиях и в ведомствах Республики Саха (Якутия).
Стратегическая цель проекта — создание культуры бережливости в регионе.
Основные цели реализации проекта «Эффективный регион» в Республике Саха (Якутия):
1. повышение качества предоставляемых услуг, рост удовлетворенности граждан качеством услуг;
2. формирование культуры бережливого производства в регионе;
3. внедрение непрерывного цикла улучшения процессов;
4. снижение издержек и повышение производительности труда;
5. повышение эффективности расходов средств бюджета.
Функции регионального оператора по реализации проекта «Эффективный регион» в системе образования РС (Я) выполняет Центр бережливых технологий ГАУ ДПО РС (Я) «Института развития профессионального образования» в задачи которого входят:
· методическое сопровождение образовательных организаций в реализации проектов бережливого производства;
· проведение обучения для проектных команд образовательных организаций.
· стимулирования внедрения инструментов бережливого производства в образовательных организациях (5С, SQDCM, комнаты Обея, ППУ и т.д.)
· вовлечение команд образовательных организаций в «Бережливое производство».
Методологическое и экспертное сопровождение проекта осуществляется на безвозмездной основе.
Цифровое сопровождение проекта осуществляется на платформе Бережливый менеджер:
Цитаты:
«Бережливое производство в образовании сегодня — это новая культура постоянных улучшений в экономике завтра. Фундамент интенсивного роста производительности труда, конкурентоспособности промышленного производства и роста общей эффективности России». Загоренко А.С. Руководитель ЦБТ
«Чтобы сделать нашу жизнь лучше : нам предстоит взрастить поколение, воспитанное на принципах постоянных улучшений всех аспектов окружающей нас жизни: в семье и на работе, в бизнесе и госуправлении, обществе и политике. Проект Комфортная школа — это первый шаг по воспитанию бережливой личности». Иустинова А.И. эксперт ЦБТ
«В стремлении к совершенству бережливое производство и дебюрократизация идут рука об руку, расчищая путь к эффективности и инновациям». Баланова Е.В. эксперт ЦБТ
Проект «Комфортная школа»
«Комфортная школа» — это проект Академии Министерства просвещения РФ, направленный на внедрение инструментов «Бережливого производства» в общеобразовательных организациях.
Такие технологии обычно используются на производствах и позволяют предприятиям повысить производительность труда, снизить себестоимость и улучшить качество продукции. Применение инструментов «Бережливого производства» в социальной сфере, в частности в школах, способно сделать образовательный процесс более комфортным как для учеников, так и для учителей и освободить время для отдыха и подготовки.
Проект направлен на повышение эффективности вспомогательных школьных процессов с использованием принципов «Бережливого производства».
Вспомогательные процессы для улучшений: Гардероб, Столовая, Библиотека, Питьевой режим, Навигация, Расписание, Система 5С, Система ППУ, Внутренние заявки, Договоры.
Задачи проекта:
· адаптация принципов бережливого производства для отрасли «Образование»;
· тиражирование типовых решений в 300 общеобразовательных организациях — участниках проекта;
· повышение профессионального мастерства работников общеобразовательных организаций по проектированию эффективной образовательной среды;
· подготовка тренингов, очное обучение работников школ, дистанционное обучение работников системы общего образования.
Проект апробирован в Республике Саха (Якутия) в 2023 году в 13 школах (в том числе 5 арктических и 8 сельских).
В 2024 году участие в проекте принимают 15 школ.
Подробная информация о проекте: https://apkpro.ru/proekty/komfortnaya-shkola/
Конкурс-лидер бережливости
Конкурс ежегодно проводимый Министерством образования и науки РС(Я) среди образовательных организаций Республики Саха (Якутия):
https://minobrnauki.sakha.gov.ru/news/front/view/id/3373215
https://minobrnauki.sakha.gov.ru/news/front/view/id/3390202