Бережливое производство в системе образования РС(Я)

Школа

В системе образования реализуются два проекта Бережливого производства:

·       «Эффективный регион» (с 2020 года).

·       «Комфортная школа» (с 2023 г.)

ГАУ ДПО РС (Я) «Институт развития профессионального образования» ключевой институт развития по внедрению принципов Бережливого производства в системе образования РС(Я) с 2021 года.

01 сентября 2023 года создан Центр бережливых технологий в структуре ГАУ ДПО РС(Я) «ИРПО».

02 февраля 2024 года создан Ведомственный центр компетенций Министерства образования и науки РС (Я) по реализации проекта «Эффективный регион».

Справочно: Пионером среди образовательных организаций республики по внедрению принципов Бережливого производства стал ГАПОУ РС(Я) «Якутский автодорожный техникум», который активно включился в проект в 2020 году. С 2023 года колледж является Федеральным образцом по Бережливому производству.

https://lh7-us.googleusercontent.com/slidesz/AGV_vUeMAp9tHg_Zx7QzCJRluBoBeRtYA0TweWhsx0N3AAjvbnu41dPjiMJCA2cY7av-lYCUTDHmTmUWwXtv2VBRYL348Xy8giYGu7jF5xmUefAhGQQDobxA7rKb4D4zOIpBA1EBjrrJddH3GCKuYODiog7pjUzYJ4t-=s2048?key=pm7wZdLsnMXMdFUJEYXweA

Проект «Эффективный регион»

Эффективный регион — это проект Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», реализуемый совместно с субъектом Российской Федерации, по оптимизации и улучшению процессов в любых сферах жизнедеятельности региона с использованием методов и инструментов бережливого производства Производственной системы «Росатом».

В соответствии с заключенным соглашением 1/18081-Д от 11.02.2020 г. между Правительством Республики Саха (Якутия) и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» проект реализуется на предприятиях и в ведомствах Республики Саха (Якутия).

Стратегическая цель проекта — создание культуры бережливости в регионе.

Основные цели реализации проекта «Эффективный регион» в Республике Саха (Якутия):

1. повышение качества предоставляемых услуг, рост удовлетворенности граждан качеством услуг;

2. формирование культуры бережливого производства в регионе;

3. внедрение непрерывного цикла улучшения процессов;

4. снижение издержек и повышение производительности труда;

5. повышение эффективности расходов средств бюджета.

Функции регионального оператора по реализации проекта «Эффективный регион» в системе образования РС (Я) выполняет Центр бережливых технологий ГАУ ДПО РС (Я) «Института развития профессионального образования» в задачи которого входят:

·       методическое сопровождение образовательных организаций в реализации проектов бережливого производства;

·       проведение обучения для проектных команд образовательных организаций.

·       стимулирования внедрения инструментов бережливого производства в образовательных организациях (5С, SQDCM, комнаты Обея, ППУ и т.д.)

·       вовлечение команд образовательных организаций в «Бережливое производство».

Методологическое и экспертное сопровождение проекта осуществляется на безвозмездной основе.

Цифровое сопровождение проекта осуществляется на платформе Бережливый менеджер:

https://lean-manager.ru/

Цитаты:

«Бережливое производство в образовании сегодня — это новая культура постоянных улучшений в экономике завтра. Фундамент интенсивного роста производительности труда, конкурентоспособности промышленного производства и роста общей эффективности России». Загоренко А.С. Руководитель ЦБТ

«Чтобы сделать нашу жизнь лучше : нам предстоит взрастить поколение, воспитанное на принципах постоянных улучшений всех аспектов окружающей нас жизни: в семье и на работе, в бизнесе и госуправлении, обществе и политике. Проект Комфортная школа — это первый шаг по воспитанию бережливой личности». Иустинова А.И. эксперт ЦБТ

«В стремлении к совершенству бережливое производство и дебюрократизация идут рука об руку, расчищая путь к эффективности и инновациям». Баланова Е.В. эксперт ЦБТ

https://lh7-us.googleusercontent.com/slidesz/AGV_vUeNLFXBK09ltcAbf9MO6A7ssDHUpfZ_-VQzfo5PBZuTm6WXKBxuqJgIkIZLVhlYEfuCb_qFaMJKZ1GmpwpO-iOEs8lfFItgiPVwpYXITTgi4VwE-fJpZuB-pfVteZhze6paRJVeKFah1QCz2r2LIZ8f0xQUI9Pk=s2048?key=pm7wZdLsnMXMdFUJEYXweA

Проект «Комфортная школа»

«Комфортная школа» — это проект Академии Министерства просвещения РФ, направленный на внедрение инструментов «Бережливого производства» в общеобразовательных организациях.

Такие технологии обычно используются на производствах и позволяют предприятиям повысить производительность труда, снизить себестоимость и улучшить качество продукции. Применение инструментов «Бережливого производства» в социальной сфере, в частности в школах, способно сделать образовательный процесс более комфортным как для учеников, так и для учителей и освободить время для отдыха и подготовки.

Проект направлен на повышение эффективности вспомогательных школьных процессов с использованием принципов «Бережливого производства».

Вспомогательные процессы для улучшений: Гардероб, Столовая, Библиотека,  Питьевой режим, Навигация, Расписание, Система 5С, Система ППУ, Внутренние заявки, Договоры.

Задачи проекта:

·       адаптация принципов бережливого производства для отрасли «Образование»;

·       тиражирование типовых решений в 300 общеобразовательных организациях — участниках проекта;

· повышение профессионального мастерства работников общеобразовательных организаций по проектированию эффективной образовательной среды;

·       подготовка тренингов, очное обучение работников школ, дистанционное обучение работников системы общего образования.

Проект апробирован в Республике Саха (Якутия) в 2023 году в 13 школах (в том числе 5 арктических и 8 сельских).

В 2024 году участие в проекте принимают 15 школ.

Подробная информация о проекте: https://apkpro.ru/proekty/komfortnaya-shkola/

 

Конкурс-лидер бережливости

Конкурс ежегодно проводимый Министерством образования и науки РС(Я) среди образовательных организаций Республики Саха (Якутия):

https://minobrnauki.sakha.gov.ru/news/front/view/id/3373215

 

https://minobrnauki.sakha.gov.ru/news/front/view/id/3390202

 

Архив

ГАУ ДПО РС(Я) ИРПО
Перейти к содержимому