Роль молодого педагога в системе образования

Профессиональное становление молодого педагога является сложным процессом. Именно от этого процесса зависит, станет ли молодой педагог профессионалом, останется ли он в сфере образования или решит выбрать другую сферу деятельности. В процессе профессионального становления молодого учителя происходят качественные изменения характера его педагогических решений. Только по мере накопления педагогического опыта он начинает выделять определенные идеи, направленные на организацию решения разнообразных задач.

Статистика показывает, что есть немало трудностей, которые возникают перед молодыми педагогами в их практической деятельности как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Молодому педагогу часто достаточно знаний, которые он получил в вузе, но ему не хватает педагогического опыта.

С целью оказания помощи начинающему педагогу образовательная организация может создать «Школу наставников», которая включает помощь в обучении методике преподавания предмета, составление всех видов планов и технологических карт урока, организацию работы по теме самообразования, а также ведение школьной документации. Молодых специалистов прикрепляют к опытным педагогам, имеющим высшую квалификационную категорию. Программа работы «Школы наставников» предусматривает различные формы образования (семинары, конференции, мастер-классы, проекты, конкурсы, научно-практические конференции и др.).

Традиционно надо проводить различные семинары и тренинги по методам обучения и воспитания, где участники знакомятся с методиками применения новых педагогических технологий. Также школьный психолог на занятиях по практической психологии молодых специалистов учит конструктивно взаимодействовать с родителями и обучающимися. 

Под руководством опытных педагогов молодые педагоги публикуют статьи, методические разработки, конспекты уроков, что помогает им не только повысить профессиональный уровень, но имеет большое значение при первичном повышении квалификации.

 В процессе становления молодого учителя происходит своеобразное перераспределение отдельных компонентов его деятельности. Сначала он овладевает техническими ее приемами и потому очень важно молодым специалистам набираться практического опыты у педагогов со стажем, а именно посещать их уроки. Молодой педагог, овладевая техникой, уделяет основное внимание содержанию учебного материала и логике его изложения. Затем учитель превращает содержание в средство организации обучающихся, а центральным процессом, который он начинает контролировать, становится его взаимодействие с обучающимся.

Проблематичным для начинающего учителя является работа с «трудными» обучающимися. Педагогам сложно самостоятельно разрешить конфликтные ситуации, возникающие среди обучающихся, поэтому помощь молодым специалистам оказывают педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители.

Кроме вышеперечисленного молодого учителя к наиболее трудным проблемам, стоящим в настоящее время перед ними, относят низкую мотивацию обучающихся, воспитание у них положительного отношения к обучению, формирование познавательных интересов и самостоятельности обучающихся, развитие у них рациональных способов и приемов учебной работы, организации познавательной деятельности. Так как в условиях перехода на ФГОС каждый обучающийся должен овладеть универсальными учебными действиями.

Начинающий учитель в процессе приобретения собственного опыта проходит через все названные трудности. Но он не остается «наедине» со своим личным опытом. Качество индивидуального опыта в решающей степени зависит от того, как складываются отношения внутри педагогического коллектива, готовностью молодого педагога сотрудничать и перенимать передовой опыт учителей школы и опыт коллективной педагогической деятельности в целом.

Оцените статью
ГАУ ДПО РС(Я) ИРПО
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Перейти к содержимому