Наставничество в образовании: история становления и развития

Процессы обновления образования требуют активного включения эффективных механизмов, обеспечивающих высокий уровень подготовки квалифицированных кадров. В этой связи вопрос наставничества вновь стал актуальным.

Страна нуждается в профессиональных кадрах во всех сферах развития и функционирования, поэтому крайне актуальным является внедрение наставничества с целью более качественной подготовки специалистов. 

Первым профессиональным наставником (ментором), давшим имя всем будущим поколениям наставников, был древнегреческий герой Ментор, друг Одиссея, которому тот поручил воспитание своего сына Телемаха на время путешествия в Трою. С тех пор и в течение многих сотен лет наставничество применялось, главным образом, по отношению к подрастающему поколению (одним из самых известных менторов стал Аристотель, воспитавший Александра Македонского).

Идея наставничества как способа обучения и воспитания взрослых впервые всерьез была реализована в христианстве. Христос наставлял Апостолов и других верующих относительно того, как следует вести земную жизнь, чтобы попасть в Царство Божие. Позже эту роль на себя взяли священники, ставшие «духовными наставниками» прихожан.

Параллельно с этим наставничество начало применяться при организации труда: возник институт подмастерий, получило развитие ученичество.

Велика роль наставничества в становлении российской системе образования и обучения. Это особенно ярко прослеживается после принятия христианства на Руси. Русские монахи воспитывали молодёжь в соответствии с христианским вероучением и моралью.

Считается, что понятие «наставничество» приобрело своё современное значение в середине 60-х годов XX столетия. В 70-х, 80-х годах XX века система наставничества стала широко внедряться в систему производственного и профессионально-технического обучения и образования, став частью государственной политики. В качестве шефов-наставников над учащимися и молодыми рабочими, пришедшими в трудовой коллектив, назначали опытных передовых работников. Шеф-наставник был ответственным не только за профессиональное становление личности молодого человека, но и занимался его нравственным и идейно-политическим воспитанием.

С середины 80-х годов система наставничества столкнулась с серьёзными проблемами, которые были характерны не только для системы образования, но всех сфер жизни общества. С начала появления рыночных отношений наставничество пошло на спад. Конкуренция сделала своё дело — люди стали бояться за своё место, соответственно, не хотели передавать свои знания и опыт молодым. Во многих организациях в связи с этим произошла утрата критически важных знаний.

В современных условиях в связи с изменением политической и социально-экономической ситуации отношение к наставничеству изменилось, но не утратило своей актуальности. Однако наставничество претерпело трансформацию по виду деятельности: на современном этапе происходит переосмысление категории «наставничество».

В настоящее время наставничество распространяется на разные сферы: профессиональную, сферу общественных взаимоотношений, на воспитание и образование, т.к. к системе наставничества привлечено внимание не только производственных предприятий, но и организаций непроизводственной сферы.

Оцените статью
ГАУ ДПО РС(Я) ИРПО
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Перейти к содержимому